• Йога
  • Боевые Искусства
  • Детям
  • Тайцзи Цигун
  • Массаж
  • Психо-
    логия
  • Библиотека
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Статьи
  • Литература
  • Шавасана
    Шавасана – это техника расслабления, которая традиционно используется в конце практики Хатха-йоги (иногда, если это необходимо, также в начале практики).

     

    Многие современные фитнес-направления йоги пренебрегают этой практикой или сводят время выполнения этого упражнения к минимуму. И многие практикующие, действительно, не видят смысла в регулярном и длительном выполнении Шавасаны, ошибочно полагая, что все эффекты от практики йоги обусловлены выполнением различных физических нагрузок на коврике.

    На самом же деле, Шавасана – является очень важной техникой, и многими своими эффектами практика йоги обязана именно этому упражнению. Известно даже высказывание индийских учителей о том, что «Шавасана является главной позой йоги», некоторые из них добавляют, что она также является и самой сложной. Попробуем разобраться в вопросе чуть подробнее.

     

    ВАЖНОСТЬ

    Анатомически все просто. В течении какого-то времени, скажем, в течении часа мы выполняем различные упражнения на коврике – это могут быть силовые упражнения, упражнения на вытяжение, упражнения на раскрытие суставов или на равновесие – как бы там ни было, основная цель всей физической практики – это прокачка крови и лимфы.

    Ряд болезней, недомогание, утомляемость, плохое пищеварение и проблемы с обменом веществ обусловлены недостаточном снабжением органов кровью и лимфой. Отсутствие физической нагрузки и малоподвижный образ жизни в целом приводят к застойным явлением, которые, в свою очередь, проявляются как плохое самочувствие и ведут к болезням (и то же самое происходит на энергетическом уровне). Прокачав кровь и лимфу во время занятия, мы должны ненадолго оставить тело в покое, полностью расслабившись и позволив телу оптимально наладить свою работу, исходя из новых условий, которые мы создали посредством практики.

    Второй анатомический аспект – это позвоночник. Сохранение неподвижного расслабленного положения на спине, в особенности, если мы лежим на твердой поверхности, позволяет межпозвоночным дискам увеличиться в объеме, впитав в себя жидкость из окололежащих тканей. Состояние межпозвоночных дисков обуславливает состояние позвоночника и срок его службы, ну а позвоночник (вернее, та часть ЦНС, которая расположена в нем), в свою очередь, ответственен за состояние всех органов и систем человеческого организма.

    Третий аспект Шавасаны относится к психо-эмоциональной сфере практикующего и к состоянию ума. Мы постоянно слышим о том, как благоприятно сказывается йога на психическом и ментальном уровне – и этими эффектами мы обязаны, большей частью, практикам на расслабление и медитативным техникам. Дело в том, что расслабление в Хатха-йоге – это не только снятие физического напряжения. Вместе с устранением мышечного напряжения мы избавляемся и от его психических причин или последствий – то есть от невротических страхов и зажимов, от глубоких эмоциональных блоков и ментального напряжения. Не только остановка волнений ума – которая, к слову сказать, является классической целью практики – но даже некоторое замедление потока мыслей, чего мы неизменно достигаем посредством расслабления тела с сохранением осознанности, высвобождает большое количество ментальной энергии. Эту самую энергию (или по-простому говоря – спокойный ум) мы в последствии можем использовать для более продуктивного решения жизненных задач.

     

    СЛОЖНОСТЬ

    Наверное, первая и самая актуальная сложность – найти достаточное количество времени для практики. Правда, это касается только тех, кто занимается самостоятельно.  Тем, кто занимается в группах достаточно найти компетентного инструктора, который понимает механизм работы тела и механизм воздействия йоги на тело и ум практикующего.

    Практикующим самостоятельно, нужно выкроить не только время для выполнения упражнений Хатха-йоги вообще (что уже зачастую бывает сложно), но и достаточно времени выделить на расслабление. Проблемы нет, если вы уже убедились в необходимости выполнения этой техники. Если же вы не убедились обратитесь к вышеизложенному снова или просто понаблюдайте свое состояние (физическое, эмоциональное, ментальное) и сравните состояния после практики йоги с Шавасаной и без неё.

    Сколько времени выделить на эту практику? Ответ прост – максимальное возможное количество  Если вы ощущаете что с удовольствием провели бы в Шавасане несколько часов, и можете себе такое позволить – сделайте это. В конце концов, если вы чувствуете потребность в столь длительном расслаблении и отдыхе, она, должно быть, обоснована для вас физиологически и/или психологически.

    Минимальная длительность практики Шавасаны составляет 10-15 минут, причем вне зависимости от того, сколь долгая и интенсивная тренировка ей предшествовала. Этого времени достаточно чтобы равномерно распределить по всему телу прокаченную кровь и лимфу и восстановить силы после практики. Для увеличения объема межпозвоночных дисков требуется больше времени.  Поясним, занимались ли вы физическими упражнениями два часа или двадцать минут, отводите для Шавасаны не менее 10 минут – это минимальное время для проявления всех чудотворных физических, эмоциональных и ментальных эффектов и/или их закрепления.

    В идеале же, для полного отдыха и восстановления сил в Шавасане необходимо пребывать 40-60 минут. Подобная практика будет носить название Йога-нидра, или йогический сон, состояние полной расслабленности, состояние сна с сохранением осознания.  


    С сохранением осознания связана вторая сложность выполнения данной практики. Учителя называют эту позу самой сложной именно ввиду того, что практически невозможно полностью расслабиться и сохранить осознание происходящего. Тело устроено так, что когда мы полностью расслабляемся – активизируется парасимпатическая нервная система, замедляется работа мозга и остальных процессов в организме – как следствие, мы засыпаем. Однако сон не является целью практики. На уровне тела кратковременный сон в Шавасане после физической практики полезен и дарит все описанные на уровне тела эффекты. Но Йогой эта практика может называться только если она осознается.
     В Шавасане мы как бы балансируем между состоянием сна и бодроствования. Физиологически тело спит, но происходящее осознается. Что мы осознаем в Шавасане ? Здесь у разных инструкторов встречаются различные подходы. Кто-то дает подсчет дыхания, кто-то предлагает наблюдать за сердцебиением или сохранять внимание в одном из энергетических центров, иногда инструктора предлагают визуализации или наблюдение за движениями ума (за мыслями которые приходят и уходят) или концентрацию на звуке, иногда инструктора оставляют выбор за вами. Если вы практикуете самостоятельно – попробуйте разные техники и понаблюдайте, что в вашем случае лучше срабатывает. То есть какая техника позволяет вам сохранить осознанность и не уснуть, но при этом не создает чрезмерного эмоционального или ментального напряжения (как это бывает, например, при подсчете дыханий или визуализациях).
     Однако помните, что между «расслабиться и уснуть» и «не уснуть, но и не расслабиться», следует всегда отдавать предпочтение первому. Сон в Шавасане очень частое явление, особенно, среди начинающих практиков, а также в случае очень длительной Шавасаны. По сути засыпание означает всего лишь, что ваше тело хорошо поработало на коврике во время практики асан и что вам удалось действительно полностью расслабиться, или же что в данный момент вашей нервной системе действительно нужна подобная перезагрузка. Если же вы будете ставить себе целью сохранять в практике йоги и, в частности, во время Шавасаны осознанность – то это достаточно скоро станет доступным для вас и обязательно откроет новые горизонты для работы в глубинных измерениях вашей личности.  

    Уважайте свое тело, практикуйте осознанно и отдыхайте J
    Текст статьи – Катерина Суратова